Изучать языки — познавать мир

2016-04-22

Постановление Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» от 10 декабря 2012 года коренным образом изменило подход к обучению языкам молодого поколения страны.

Теперь изучение иностранной речи начинается с первого класса, в связи с чем разработаны новые государственные стандарты, учебные пособия, комплекты учебников. В результате созданных условий к концу учебного года словарный запас первоклассников составляет 150 иностранных слов. Ученики вторых и третьих классов умеют читать и писать, у них активно формируются коммуникативные навыки, позволяющие в устной речи свободно использовать 400 новых слов. По утверждению экспертов, по сравнению с пяти- и шестиклассниками у учащихся начальных классов наблюдается более высокий уровень общения и произношения, они смелее применяют слова и словосочетания.

В этом воочию смогли убедиться участники медиатура, организованного Министерством народного образования. Журналисты посетили столичную общеобразовательную школу № 90, где прошли открытые уроки по изучению английского, немецкого и французского языков в начальных классах, в том числе по использованию учебников нового поколения для четвертых классов. Лучшие учителя из 12 школ Ташкента презентовали свои уроки с применением информационно-коммуникационных технологий. Ребята, затаив дыхание, слушали педагогов, с большим интересом выполняли задания, тянули руку, чтобы ответить.

Но особое внимание представители СМИ уделили открытым урокам в экспериментальных четвертых классах, где проходит начавшаяся в январе апробация новых учебников по английскому, немецкому и французскому языкам. Так, на уроке учителя общеобразовательной школы № 162 Ширин Ниёзметовой — победителя конкурса «Лучший учитель года по французскому языку-2014» — доходчиво демонстрировалась эффективность учебы ребят, разделенных на группы.

В другом кабинете педагог из общеобразовательной школы № 300 Саъдилла Музаффаров презентовал обучение ребят английской речи через мир музыки. В третьем кабинете учитель немецкого языка из общеобразовательной школы № 112 Муножат Ачилова попросила учащихся рассказать о себе, своей семье.

— Материалы данного учебника легко воспринимаются детьми, новый комплект разработан с учетом государственных стандартов и других требований, — говорит М. Ачилова. — Он вызывает интерес к изучению немецкого языка, позволяет постигать его в занимательной форме.

— Это очень емкая и действенная методика, — говорит соавтор учебника по английскому языку для 4-х классов Светлана Хан. — Комплекс включает учебник, рабочую тетрадь, книгу для учителя и мультимедийный ресурс. При использовании всех заложенных в нем подходов на уроке создается живая атмосфера языка. Главное, чего мы желали, чтобы дети могли учиться и получать от этого удовольствие. По мнению специалистов, это получилось. Педагог не анализирует грамматику, он просто дает слова, грамматические структуры. Точно такой принцип заложен в изучении родной речи. А вот правила войдут в школьную программу в более старших классах.

Сегодня во всех общеобразовательных школах страны изучают иностранные языки. В большинстве своем это английский — его азы осваивают более трех с половиной миллионов учащихся. 316 тысяч предпочитают язык Гёте и Шиллера, к французскому проявляют интерес 216 тысяч учащихся. В 27 школах республики изучают испанский, арабский, корейский, китайский и другие языки. В этом году иностранную речь для себя открывают свыше 630 тысяч первоклассников.

Об этом и о многом другом говорилось на пресс-конференции, прошедшей в рамках медиатура. В частности, было отмечено, что комплекты учебников для первых, вторых, третьих, а теперь и для четвертых классов апробируются и совершенствуются совместно с Британским советом, Гёте-институтом в Ташкенте, посольством Франции в нашей стране. Созданные с учетом мнений зарубежных коллег, местного менталитета, с использованием современных методик, они способствуют быстрому освоению иностранной речи.

Большую роль в изучении языков играет оснащение школьных кабинетов DVD-плеерами, учебно-наглядными принадлежностями, словарями и литературой. Только в 2015 году ноутбуки, проекторы и другие технические средства получили 4 193 начальных класса, специальным оборудованием были оснащены 1 500 кабинетов, в которых иностранную речь изучают учащиеся с 5 по 9 классы.

Велика в этом процессе и роль педагогов, от профессионализма которых зависит дальнейший интерес ребенка к предмету. В настоящее время в общеобразовательных школах страны работают 23 390 учителей английского, 3 300 — немецкого, 2 283 — французского языков. Все они непрерывно повышают квалификацию. Некоторые стажируются за рубежом.

Достигнутые результаты — это лишь начало большого пути по формированию гармоничного поколения, свободно владеющего иностранной речью. Пройдет немного времени, и наши дети будут разговаривать на английском, немецком, французском языке так же легко, как и на родном. А это значит, что для них будет открыт целый мир.

Источник: «Народное слово»