К вершине бизнес-Эвереста

2016-05-04

Почти два месяца назад в соответствии с Указом Президента Ислама Каримова "О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах" от 24 апреля 2015 года в нашей стране был принят Кодекс корпоративного управления.

По сути, основополагающий документ в сфере большого бизнеса пока только находится на стадии апробации в самих корпоративных структурах, поэтому ожидать каких-то резких и кардинальных перемен пока не нужно, но вот заглянуть в перспективу, которую он прочит национальной экономике в целом, пожалуй, самое время.

В докладах, посвященных годовым итогам социально-экономического развития страны, глава нашего государства неоднократно обращал внимание на то, как позитивные изменения в национальной экономике отражаются на международном авторитете Узбекистана. В частности, подводя итоги прошлого года, Президент Ислам Каримов отметил, что согласно последнему рейтингу "Ведение бизнеса", опубликованному Всемирным банком, Узбекистан всего за один год поднялся на 16 пунктов и занял 87-е место. По условиям ведения бизнеса наша страна сегодня опережает Канаду, Бразилию, Индию, Аргентину и Индонезию, у экономик которых за плечами более долгая история. Этот рейтинг складывается из 58 разных показателей, касающихся обеспечения исполнения контрактов, международной торговли, налогообложения, защиты миноритарных инвесторов, получения кредитов, регистрации собственности, присоединения к элект­рическим сетям, получения разрешений на строительство и регистрации предприятий и другого.

Если мы говорим о принятом кодексе и вообще процессе внедрения в практику современной системы корпоративного управления, в первую очередь нас интересуют, конечно же, показатели защиты миноритарных инвесторов. Именно они отражают

в себе качество перемен, происходящих в структуре акционерных обществ. Но прежде чем перейти к ним, чтобы основная мысль этого материала была понятнее, рассмотрим несколько других показателей.

По рейтингу простоты регистрации предприятий Узбекистан занимает сегодня 42-е место среди 223 стран, при этом существенно опережая целый ряд развитых государств. Всего за год республика поднялась на 33 позиции. Произошло это за счет того, что среднее количество процедур при регистрации бизнеса сократилось с семи до пяти, а их полное завершение занимает теперь на один день меньше. Дальнейшие преобразования в этом направлении, безусловно, будут иметь принципиально важное значение в реформировании деловой среды. Однако, даже если останется всего одна процедура и она будет занимать всего один день, в мировом рейтинге по ведению бизнеса в целом наша страна прибавит лишь несколько позиций. То есть это говорит о том, что сегодня процесс регистрации в Узбекистане находится на таком уровне, когда уже нет необходимости что-либо менять кардинально. Здесь вступают в силу вопросы дальнейшего постепенного усовершенствования.

Высоких результатов Узбекистан добился в сфере обеспечения исполнения контрактов, то есть на высоком уровне находятся вопросы обеспечения гарантии качества выполняемых работ теми или иными хозяйствующими субъектами. Находясь на 32-м месте в этом рейтинге, мы превосходим показатели Нидерландов, Великобритании, Бельгии, Чехии, Польши, Дании и многих других развитых и развивающихся стран. При его формировании учитываются три основных показателя: индекс качества системы судопроизводства, срок обеспечения исполнения контрактов, то есть через какое время заказчик возвращает исполнителю средства, и его стоимость, которая составляет определенный процент от общей стоимости иска. По срокам обеспечения либеральнее Узбекистана остается пока только Сингапур - 225 против 150 соответственно. Например, в Велико­британии исполнитель получает перечисленные заказчику средства через 437 дней, Швеции - 321, Южной Корее - 230 дней. Если сегодня этот показатель сократить до рекордных 150 дней, то на положение страны в совокупном рейтинге по легкости ведения бизнеса это изменение тоже практически никак не отразится - всего плюс одна позиция. То же самое касается и индекса качества системы судопроизводства. Если при нынешнем мировом раскладе довести ее до максимальной отметки, это обеспечит повышение в рейтинге максимум на восемь позиций. Существенно, но не настолько, если сравнивать с предыдущими годами.

А теперь непосредственно что касается защиты миноритарных инвесторов. Индекс этот достаточно сложный с той точки зрения, что учитывается много составляющих: какими правами наделена эта категория инвесторов, насколько эффективны механизмы их защиты, какова степень корпоративной прозрачности в той или иной акционерной структуре и так далее. В прошлом году, когда руководство республики принимало решение о кардинальном реформировании системы корпоративного управления, у Узбекистана уже была достаточно неплохая профильная нормативно-правовая база, которая на тот момент обеспечивала примерно средние показатели в общемировом рейтинге. Это важный момент, потому что даже при отсутствии в 2014 году столь масштабных реформ ситуация в отечественной корпоративной системе была эффективнее, чем, скажем, в Венгрии, Словакии, Китае, немногим уступала системе Нидерландов и так далее, то теперь на фоне кардинальных перемен в системе АО у Узбекистана есть все логически обоснованные предпосылки для входа в число стран-лидеров по качеству корпоративного управления. Каждая составляющая рейтинга защиты миноритарных инвесторов теперь детально оговорена в Кодексе корпоративного управления: обеспечение прозрачности, защита прав акционеров, принципы взаимодействия, ответственность сторон, разрешение споров и многое другое.

Таким образом, теперь, когда в этом вопросе сформирован прочный фундамент для позитивных изменений, достижение уровня лидеров рейтинга по миноритариям автоматически позволит нашей стране подняться в "Ведении бизнеса" еще примерно на 20 пунк­тов. А это уже весьма и весьма ощутимый рывок вперед, который проложит прямую дорогу к показателям развитых стран. Обратите внимание на то, что 20 пунктов - это без учета государственных реформ в других вопросах. Реализация на практике каждой такой реформы тоже будет постепенно улучшать положение в рейтинге на несколько позиций. В частности, по итогам этого года логично будет ожидать подъема в связи с внедрением с 1 января нового порядка подключения субъектов предпринимательства к электрическим сетям на условиях "под ключ". Он позволил более чем в два раза сократить количество обязательных процедур и примерно на четверть - срок с момента подачи заявки до приемки готового объекта. Словом, перспективы у национальной экономики на международной арене сегодня весьма и весьма серьезные.

Марк Орлов.
Корр. "Правды Востока".

Источник: «Правда Востока»